Международный клуб ЧеловекИ
 
14 август 2007 00:10   Регистрация   Карта сайта Карта сайта  Подписка Подписка на обновления  Форум    Чат  
 

 > Humans.ru  > Человек и Мир  > Сообщества  > Реальность и Субъект

Свежие материалы Реальность и Субъект [ 84 статей  35 ссылок  ]

<<< вернуться


Сообщество людей, которым интересны их взаимоотношения с Реальностью, которые любят игру с Пространством и Временем, и тех, кто сделал это своей профессией
Э.П. Кругляков ЧЕМ УГРОЖАЕТ ОБЩЕСТВУ ЛЖЕНАУКА?
Стоит ли смешивать научный способ познания и торсионные поля, прямое видение, гомеопатию, астрологию, циркониевые браслеты, привидения...?  [Реальность и Субъект]  [10.03.04]
Тензин Вангьял «Учения Дзогчен о пяти сияниях света»
Из книги Тензин Вангьял «ЧУДЕСА ЕСТЕСТВЕННОГО УМА. Суть учений Дзогчен в тибетской традиции Бон». Бон представляет собой древнейшую духовную традицию, которая как источник тибетской культуры играла значительную роль в формировании уникальных особенностей Тибета.
Из пяти чистых сияний естественного ума возникает неизменное измерение тела, непрекращающееся чистое проявление речи, и целостный просветленный ум.
Когда ты действуешь согласно безумной мудрости, ты являешься действительным вместилищем учения Дзогчен. Это прибытие в золотое измерение.
В этом измерении все золотое; нет ничего, что не было бы чистым и совершенным состоянием. Если все золотое, тогда нет ничего, что было бы более ценным, чем все остальное, нет ничего, имеющего особую ценность, ибо ценно все. Нет ничего, что можно было бы тайно прятать в своем доме, и нет никаких действий, которые нужно было бы принимать или отвергать. Это высший путь отношений с энергией с точки зрения разнообразия переживаний.
  [Человек и картины мира]  [22.09.03]
Сергей Иванов "Существует ли объективная реальность, или Вселенная - голограмма?"
Если то, что мы видим, лишь отражение того, что на самом деле "там" является набором голографических частот, и если мозг - тоже голограмма и лишь выбирает некоторые из частот и математически их преобразует в восприятия, что же на самом деле есть объективная реальность?  [Человек и картины мира]  [28.07.03]
"НЕСЛУЧАЙНЫЙ ВЗГЛЯД НА СЛУЧАЙНОСТЬ" Юрий ЧИРКОВ, доктор химических наук
Человечество давно разделилось на фаталистов и антифаталистов. Если же выражаться более конкретно, то уже в философии Декарта и в его математике порядком считалось то, что можно рассчитать, предсказать, спрогнозировать, – то есть здесь мыслилась ПРЕДОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. А случайность рассматривалась как отклонение от порядка, нарушение порядка, как вещь по существу НЕГАТИВНАЯ.
Единственная область, где плюс и минус могли поменяться местами, были человеческие отношения. Случайно потерять кошелек – одно, случайно найти – совсем другое.
В прошлом веке о случайности много спорили физики. Повод для дискуссий дала квантовая механика. Возглавляли партии спорщиков два признанных в физике авторитета – Альберт Эйнштейн и Нильс Бор.
  [Человек и картины мира]  [24.06.03]
Л.Б.Болдырева, Н.Б.Сотина Магия и квантовая механика
Как относиться к магии? Возникла ли она в результате невежества людей или в результате их способности к приему и передаче сигналов, распространяющихся в определенных физических полях? В последнем случае на магические обряды и ритуалы надо смотреть как на следствие тысячелетних экспериментов, поставленных древними по взаимодействию с этими физическими полями. Обратимся к известным описаниям магических обрядов и рассмотрим те закономерности, которые в них наблюдаются.
Знаменитый английский этнолог и религиовед Джеймс Фрэзер, анализируя верования и магические обряды первобытных народов, делает следующий вывод: "Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают действовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй - законом соприкосновения или заражения.
  [Человек и картины мира]  [20.05.03]
Борис Золотов "Ещё одна - авторская"
Погоня за информацией привела к тому, что в выборе своих решений человек стал опираться только на ум, на интеллект, исключив при этом еще две решабельные системы: тело как подсказчика в действии и душу как систему, работающую со сложными ситуациями и явлениями, в условиях недостатка времени, неясности отношений, невозможности вычислений. Таким образом, оказалось, что необходима качественно новая система обучения. Но ее нужно было разработать. Надо было понять, как происходит обучение в природе, у других объектов, в фитоцивилизации, зооцивилизации. Как они передают качества? Как образуются языки? Символьные описания? Как передается база знаний через различные ипостаси памяти? Для ответа на эти вопросы пришлось разрабатывать целый пласт знаний, который помог бы решить задачу устойчивости человека как элемента природы, чтобы он не разрушал мир вокруг себя, был способен к выживанию. Для этого пришлось рассматривать сложные системы - от микро- до макрокосмоса и возможности человека как обучающейся и обучающей системы.  [Человек и картины мира]  [20.05.03]
Киви Берд "Освоение реальности"
В апрельском номере журнала «Physics World» опубликована статья американского философа науки Роберта Криса (Robert Crease) с анализом воззрений ученых-физиков на окружающую реальность. Философа интересовали сугубо практические суждения этой категории людей о том, что в этом мире «реально», а что нет. Базой для умозаключений послужил опросный лист с нехитрыми на первый взгляд вопросами: например, «полагаете ли вы реальными Землю, камни, галлюцинации, эмоции, цвета, длину волны, вязкость, кинетическую энергию, гравитационную постоянную, электрон, атом по Бору, массу, действительные числа, мнимые числа...» В общей сложности задавалось около трех десятков вопросов, на которые ответили больше полутысячи физиков. Одни, как на блиц-турнире по шахматам, быстренько расставили галочки в клетках («да», «нет», «не уверен»). У других наивные, казалось бы, вопросы вызвали замешательство. Третьи пришли в ярость и вернули лист нетронутым, не преминув отметить, что философы никогда не умели ставить вопросы правильно... (Любопытно, что коперникову модель Солнечной системы назвали «реальной» и «нереальной» равные доли опрошенных - по 43%. Поровну разделились мнения и о реальности и нереальности волновой функции квантовой системы. Галлюцинации, кстати, считают реальными 40%, эмоции - 49%.)
Материалы журнала "Компьютерра" http://www.computerra.ru/"
  [Человек и картины мира]  [16.02.03]
Ю. Данилов "Фрактальность"
Материалы журнала "Знание сила", http://www.znanie-sila.ru"
С появлением фракталов со всей очевидностью стала ясна ограниченность описания природы с помощью гладких кривых, поверхностей и гиперповерхностей. Окружающий нас мир гораздо разнообразнее, и в нем оказалось немало объектов, допускающих фрактальное описание и не укладывающихся в жесткие рамки евклидовых линий и поверхностей.
Клубок шерсти кажется мухе с большего расстояния точкой (топологическая размерность 0). Подлетев поближе, муха видит «большую точку» — диск (топологическая размерность 2). С еще более близкого расстояния муха видит, что перед ней шар (топологическая размерность 3). Во всех случаях все неровности сглаживаются из-за большого расстояния, и размерность Хаусдорфа — Безиковича совпадает с топологической размерностью. Подлетев совсем близко, муха видит перед собой клубок гладких ниток, то есть хитрым образом сложенную пространственную кривую (топологическая размерность 1). И лишь сев на клубок, муха видит пушинки, обрамляющие нить, то есть ощущает фрактальность шерстяной нити.
Какова же «истинная» размерность клубка шерсти? Да ее просто не существует: все зависит от точки зрения наблюдателя, разрешающей способности его глаз или прибора.
Не следует забывать, однако, о том, что и фракталы — не более чем упрощенная модель реальности, применимая к достаточно широкому, но все же ограниченному кругу предметов и явлений, и не претендует и не может претендовать на роль своеобразного универсального ключа к описанию природы. Как сказал Дж. Б. С. Холдейн, «мир устроен не только причудливей, чем мы думаем, но и причудливей, чем мы можем предполагать».
  [Синергетика]  [11.02.03]
Никита Максимов "Ощущение Бога"
Материалы журнала "Знание сила", http://www.znanie-sila.ru"
Совсем недавно два американских врача, сотрудники Пенсильванского университета Эндрю Ньюберга и недавно скончавшийся Юджина д'Акили, в своей книге «Почему Бог не уйдет: наука о мозге и биология веры» даже ввели специальный термин — нейротеология для обозначения работ по поиску Бога в человеке.
Где можно искать в человеке присутствие Бога? Первое, что приходит в голову — поискать надо в сердце, но, там, увы, только мышцы и никакого намека на всевышнего. Второй пункт назначения, следовательно — голова. Дело в том, что до сих пор головной мозг человека в отличии от других органов по сей день представляет для ученых большую загадку. В сущности американцы не сделали ничего сенсационного — используя однофотонную эмиссионную компьютерную томографию, они анализировали активность разных частей головного мозга. В принципе, такая технология, хоть и дорога, но не нова. Другое дело, что они попросили помедитировать в лабораторных условиях францисканских монахинь и буддийских монахов, регистрируя активность их мозговой деятельности.
Выяснилось, что во время молитвы у них с одной стороны резко повысилась электрическая активность в тех частях мозга, которые регулируют внимание (и в том числе, возможно, глубокую медитацию) а с другой уменьшилась в тех, которые ответственны за ориентацию в пространстве. Профессор Ньюберг считает, что уменьшение активности этих отделов мозга объясняется, тем, что человек во время молитвы или медитации отрешается от окружающего мира, погружается в себя.
С другой стороны, есть некоторые отличия в мозгу верующих буддистов и монахинь. Мозг последних при молитве активизировался в тех областях, которые контролируют языковые функции.
  [Человек и картины мира]  [11.02.03]
"Старые камни. Аркаим в Стране Городов.Кастанеда о мегалитах"
Я хочу рассказать про камни. Камни не простые, а камни очень старые - настолько, что, порой, их возраст не вообразить. Это мегалиты или "большие камни".
Сюда относят самые разные сооружения: пирамиды Египта и Мезоамерики, пресловутый Стоунхендж и многочисленные каменные сооружения во Франции, крепость Зимбабве и древние города на Урале. Все они объединяются тем, что поражают своей грандиозностью и таинственностью замысла их создателей. Кроме того, основная масса мегалитических сооружений являются могильными сооружениями и находятся или над местом смерти или около места захоронения или неким образом организуют место вокруг могилы. Существуют классификации, они, например, разделяют мегалиты на дольмены, менгиры и кромлехи по особенностям архитектурных ансамблей. Ученые ищут астрономические закономерности в расположении каменных глыб, разрабатывают и пытаются воспроизвести способы возведения подобных "монстров", даже рисуют некие энергетические сетки на поверхности Земли, в узлах которых и располагаются все эти памятники былых неведомых культур. Все это правильно, но однобоко и не дает нам пищи для сердца - так и остается загадкой, что заставило, вроде как, дикарей напрягаться с весьма габаритными булыжниками. То ли они так сильно уважали своих мертвецов, что строили им такие роскошные памятники , то ли это неведомые нам религии заставляли строить посмертные алтари во имя древних богов, что это?
  [Человек и картины мира]  [06.11.02]
Сергей Выгонский "Психиатрия недооценивает интернет-зависимость"
Психиатр Сергей Выгонский считает, что общество до сих пор в полной мере не осознало, насколько влияет Интернет на его развитие, что юзеры — носители парадоксального мышления, а веб-сёрфинг – это разновидность медитации.
По мнению Сергея, среди юзеров начинает распространяться интернет-зависимость, которую традиционная психиатрия недооценивает.
  [Человек и информация]  [11.10.02]
Станислав Лем "О сверхчувственном познании"
В последнее время оккультизм вновь в чести почти во всем мире. Он появился в новом воплощении, в новой классификации, отрекаясь от титула тайного знания, потому что сам термин "оккультизм" для многих людей мало что значит. То, что в нем абсолютно неудобоваримо для науки, его связи с "тем светом", подверглось незаметной ампутации. Однако отсеченная часть вместе с источниками, питающими ее, не была выброшена на свалку, а лишь перенята искусством, найдя прибежище в киностудиях... Не буду скрывать, что пишу эти слова прежде всего с ощущением скуки. Воистину оккультизм -- это ванька-встанька истории или же ее неотъемлемая составляющая, выражаясь на модный философский лад.  [Человек и информация]  [09.10.02]
Е.А. Файдыш "ЛАБИРИНТНЫЕ МАНДАЛЫ В ЭКОЛОГИИ НООСФЕРЫ. Феноменология лабиринтов"
С позиций современной науки сохранение и нормальное функционирование нашей планеты в первую очередь определяется иерархией сложнейших информационных связей. С этой точки зрения очень большое прикладное значение имеет изучение различных информационных каналов, позволяющих влиять на механизмы самоорганизации биосферы, способствовать снижению хаоса. Один из подобных каналов известен с глубокой древности и используется уже много тысячелетий: это так называемые места силы. К одной из древнейших архетипических форм относятся и лабиринты. Вместе с каменными кругами они и образовывали древнейшую систему, противодействующую нарастанию хаоса, поддерживающую экологию ноосферы - биосферы, гармонизирующую взаимодействие плотного (материального) и тонкоматериального (информационного) миров. Как уже говорилось, лабиринт представляет собой разновидность мандалы, но мандалы, в которой задано направление движения и имеется открытый вход и выход. Следует отметить что, как правило, сакральное пространство мандалы окружено специальным квадратом защиты (6), его четыре входа закрыты и охраняются специальными Гневными Божествами. Таким образом открытость лабиринтной мандалы делает её посредником между миром сакральным и миром проявленных форм, в котором мы живем.  [Человек и картины мира]  [07.10.02]
Файдыш Е.А. ВИРТУАЛЬНЫЙ СКАНЕР — НОВЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ И ЛЕЧЕНИЮ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Особенность всего живого и других неравновесных систем в их целостности, принципиальной «нерасчленимости». Соответственно, предполагаемые методики объективизации информационных полей построены на холистических принципах и базируются на современных концепциях квантовой механики и синергетики. «Голографический» или, говоря более строго, фрактальный принцип организации характерен именно для живых объектов, сложных экологических и социальных систем. Развитием данного подхода и является разработанный нами компьютерный комплекс — виртуальный сканер. Он базируется на использовании неравновесного процесса в качестве детектора. Как показали современные исследования в области синергетики и неравновесной термодинамики, такой процесс обладает необычайно высокой чувствительностью к слабым информационным полям. Мы предлагаем Вам трехмерную реконструкцию знака ИМ из Кунта-йоги, руны Альгиз и мантрового колеса (также в виде программы-заставки).  [Синергетика]  [20.09.02]
Фритьоф Капра "Системный взгляд на жизнь"
Глава и предисловие из второй книги автора "Дао физики" - "Поворотный пункт". Системный взгляд рассматривает мир в терминах зависимостей и объединений. Системы есть интегрированные целые, чьи свойства не могут быть сведены к свойствам меньших единиц. Вместо того, чтобы концентрироваться на основных строительных блоках или веществах, системный подход придает особое значение базовым принципам организации.  [Человек и картины мира]  [13.09.02]
ФРИТЬОФ КАПРА "Шесть критериев нового мышления в науке"
Картезианская парадигма основывалась на вере в определенность научного знания, о чем однозначно и заявил Декарт. Новая парадигма признает, что все научные понятия и теории ограниченны и приблизительны. Наука никогда не обеспечивает полного и определенного понимания. Ученые не имеют дела с истиной (если под ней понимать точное соответствие между описанием и описываемым феноменом); они имеют дело с ограниченными и приблизительными описаниями реальности. Новая перемена мировоззрения требует коренных перемен и в системе ценностей — по существу, полной переориентации души: от намерения доминировать и удерживать контроль над природой пора отказаться в пользу сотрудничества и ненасилия. Такое новое отношение к природе по-настоящему экологично и — неудивительно — присуще духовным традициям. Прекрасно сказали об этом мудрецы древнего Китая: «Кто следует естественному порядку, тот следует потоку Дао».  [Путь Дзен]  [07.09.02]
Р.А. Уилсон "Квантовая эволюция и информационный взрыв"
Для удобства Тоффлер описывает хаос человеческой истории моделью трех волн. Более точным было бы назвать эти «волны» квантовыми скачками. Скорость каждой волны в десять раз выше скорости предыдущей; кроме того, каждая новая волна более тотальна — в том смысле, что она изменяет больше людей, изменяет их более полно, а заодно трансформирует нашу концепцию человеческой природы и человеческого общества. Наш, человеческий мир настолько богат информацией (связен), что почти неизбежно должен «перейти» к еще большей связности, а не к хаосу и саморазрушению.
Теория Пригожина является математическим доказательством интуитивного убеждения Маклахэна в том, что многие кажущиеся симптомы развала в действительности являются предвестниками прорыва. Иследования Андерля показали, что в 2030 г. у человечества будет в 128 млн. раз больше информации, чем в год рождения Иисуса.
Следует предположить, что высшие контуры нашей нервной системы —нейросоматическоехолистическое знание, нейрогенетическое эволюционное видение, метапрограммируюшая гибкость — предназначены для того, чтобы помочь нам справиться с этим мощным потоком высшей информации и потенциальной высшей связностью.
  [Человек и информация]  [17.07.02]
А.М. БУРОВСКИЙ "Экстремальные ситуации и мыслящее вещество"
Еще 15-20 лет назад далеко не все ученые признавали экстремальные состояния нормальными фазами развития живого вещества. Постепенно научный мир стал все больше склоняться к тому, чтобы признать значимость экстремальных состояний системы для ее развития, в чем определяющую роль, несомненно, сыграли книги И. Пригожина, появление теории систем Л. Берталанфи и синергетики.
К числу "очевидных" относятся представления о вредности, даже губительности экстремальных состояний. Считается, что система "должна" стремиться к состоянию равновесия, покоя и устойчивости, а периоды экстремумов влекут только разрушения, страдания и гибель. Отмечу (и к этому тезису я далее вернусь), что, как правило, в быту человек именно так и оценивает экстремальные периоды истории. Необходимо признать как эмпирический факт: биологическое и биоценологическое разнообразие возникает и усиливается как раз в периоды экстремумов, а вовсе не в периоды инерционного развития.
  [Реальность и Субъект]  [13.07.02]
Пригожин И.Р. "НАУКА, РАЗУМ И СТРАСТЬ"
Один из мифов о науке изображает ее как безликое множество наблюдений, экспериментально установленных фактов и попыток их теоретического осмысления, а ученых - как суровых жрецов объективной истины, отринувших все человеческое. Нет ничего более далекого от истины, чем подобное представление.
Публикуемая ниже статья лауреата Нобелевской премии Ильи Романовича Пригожина убедительно опровергает подобные заблуждения. И.Р. Пригожин более чем кто-нибудь другой имеет право говорить о роли разума и страсти в науке. Тонкий ценитель и знаток прекрасного, будь то литература, живопись, архитектура или музыка (на фронтисписе многих книг И.Р. Пригожина можно видеть фотографии экспонатов его замечательной коллекции мини-скульптур доколумбовой Америки и Древнего Китая), намеревавшийся в юности стать концертирующим пианистом (по воспоминаниям матери, он научился читать ноты раньше, чем освоил чтение слов), И.Р. Пригожин остановил свой выбор на физической химии. Наука привлекала его красотой идей, не уступающей, а иногда и превосходящей красоту музыкальных образов.
Возможно, что особую остроту и широту восприятию И.Р. Пригожина придает то обстоятельство, что покинув вместе с родителями в четырехлетнем возрасте Россию в 1921 году, он впитал традиции двух культур - русской и западноевропейской. И.Р. Пригожин по общему признанию является главой Брюссельской школы исследователей. Нобелевская премия по химии 1977 года была присуждена ему "за работы по термодинамике необратимых процессов, особенно за теорию диссипативных структур"; по словам Стига Классона, представлявшего на церемонии вручения Нобелевской премии Шведскую королевскую академию наук, исследования Пригожина в области термодинамики необратимых процессов коренным образом преобразовали и оживили эту науку. С его именем связан блестящий этап в развитии термодинамики необратимых процессов, создание одной из наиболее удачных моделей в теории самоорганизации и химических колебательных систем - так называемого брюсселятора, и новое объяснение необратимости, или стрелы времени. Свой взгляд на природу необратимости времени И.Р. Пригожин излагает в публикуемой ниже статье.
Материалы журнала "Знание-Сила", N9, 1997
  [Человек и картины мира]  [25.06.02]


<>
<>

(c) Международный Центр современных психотехнологий, Шугалей Елена 1996-2006  center@humans.ru

Программное обеспечение и хостинг Коммунивер.сеть